Сайт функционирует на базе автоматизированной системы «Типовой сайт комитета Государственной Думы Федерального собрания РФ».

Закрыть



Комитет Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

Вопросы ведения Комитета

 

    Комитет Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений активно работает над созданием и совершенствованием нормативно-правовой базы, необходимой для обеспечения реализации конституционных прав и свобод российских граждан, деятельности в нашей стране институтов гражданского общества.
    
Одним из характерных признаков гражданского общества является право его членов беспрепятственно проводить публичные мероприятия. В целях обеспечения реализации этого важнейшего конституционного права российских граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования был принят Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». С учетом динамично развивающихся общественно-политических процессов в этот законодательный акт неоднократно вносились необходимые уточнения.
    
Целям обеспечения реализации конституционного права российских граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления служит Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Предметом регулирования данного законодательного акта являются правоотношения, возникающие в ходе реализации гражданами данного конституционного права, а также порядок рассмотрения их обращений вышеуказанными структурами и должностными лицами.
     Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные указанным Федеральным законом. В целях оптимизации правоприменительной практики Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в этот законодательный акт вносились изменения уточняющего характера.
     
На регулирование общественных отношений, возникающих в связи с реализацией гражданами Российской Федерации права на объединение в политические партии, направлен принятый 11 июля 2001 года Федеральный закон № 95-ФЗ «О политических партиях», который определяет порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий. Этот нормативно-правовой акт содержит целый ряд новелл, обеспечивающих открытость процессов создания и функционирования политических партий, демократизацию внутрипартийной жизни, усиление государственного и общественного контроля финансовой деятельности партий.
    
Со времени принятия данного Федерального закона внесение в него изменений и дополнений осуществлялось более двадцати раз. Корректировка этого важнейшего документа, имеющего первостепенное значение для формирования устойчивой политической системы нашей страны, способствовала более активному участию политических партий в избирательных кампаниях.
     
Существенным шагом на пути модернизации российской политической системы стало принятие Федерального закона от 12 мая 2009 года № 95-ФЗ «О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами». Длительное время на многих заседаниях Государственной Думы между представителями партий, представленных в высшем законодательном органе страны, возникали острые дискуссии о нарушении равенства при освещении их деятельности в средствах массовой информации. Данный законодательный акт содержит гарантии соблюдения равенства парламентских партий при освещении их деятельности средствами массовой информации, учредителем и распространителем которых выступает общероссийская организация телерадиовещания, созданная в форме федерального унитарного предприятия (ВГТРК). Закон указывает на такие общие принципы, как распространение информации в равном объеме, публичность государственного контроля, творческая независимость, профессиональная самостоятельность редакций, всестороннее и объективное информирование населения о деятельности партий.
     Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, иных профсоюзных организаций, объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов урегулированы  Федеральным законом от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Данный Федеральный закон устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими юридическими лицами и гражданами, а также определяет правовое положение профессиональных союзов (профсоюзных организаций) и их объединений.
     
Становлению институтов гражданского общества в немалой степени способствует Федеральный закон от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», регламентирующий деятельность уникального, не имеющего аналогов в отечественной истории, контрольного органа – Общественной палаты Российской Федерации.
     О
бщественная палата Российской Федерации, активно участвующая наряду с региональными общественными палатами в развитии гражданского общества, обеспечивает взаимодействие граждан Российской Федерации, общественных объединений с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов, а также в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.
     За период действия этого Федерального закона в него вносились изменения и дополнения, что помогло максимально приблизить данный документ к потребностям времени.
    
Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» установил правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов и организаций.
     В целях установления единого способа осуществления общественного контроля общественными палатами субъектов Российской Федерации принят Федеральный закон от 23 июня 2016 года № 183-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации», регулирующий создание и деятельность общественных палат субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающий принципы формирования общественных палат субъектов Российской Федерации, а также состав и статус их членов, ограничения для кандидатов в члены общественной палаты субъекта Российской Федерации.
     Один из приоритетных вопросов, находящийся в последние годы в центре внимания российского законодателя – общественный контроль за соблюдением законных прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания.
     В  соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 года № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» общественный контроль осуществляют общественные наблюдательные комиссии, образуемые в субъектах Российской Федерации в установленном данным Федеральным законом порядке, и члены общественных наблюдательных комиссий.
    
В указанном Федеральном законе продолжены заложенные в дореволюционный период и получившие развитие в советское время традиции общественного контроля и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания. Федеральный закон № 76-ФЗ установил правовые основы участия общественных объединений в общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания (далее – общественный контроль), содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, в том числе в создании условий для их адаптации к жизни в обществе.
    
В последние годы Президент Российской Федерации в своих Посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации неоднократно обращал внимание на необходимость активизации деятельности некоммерческих организаций. Важный шаг в решении этой приоритетной задачи – принятие при активном участии Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Федерального закона от 17 июля 2009 года № 170-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» в части введения комплексной корректировки подходов к правовому регулированию порядка создания, государственной регистрации, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций.
     Заметным событием стало и принятие Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления ограничений на осуществление некоммерческими организациями пожертвований политическим партиям, их региональным отделениям, а также в избирательные фонды, фонды референдума», внесшего изменения в некоторые законодательные акты Российской Федерации, касающиеся ограничений на осуществление некоммерческими организациями пожертвований политическим партиям, их региональным отделениям, а также в избирательные фонды, референдумы.
     Подтверждением неизменности курса государства на поддержку некоммерческих, в том числе благотворительных, организаций, участвующих в решении сложных социальных проблем, служит Федеральный закон от 5 апреля 2010 года № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций». Появление этого нормативно-правового акта позволило законодательно закрепить такую новую форму некоммерческих организаций, как социально ориентированные некоммерческие организации.
     Согласно действующему законодательству, социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации.
     Дальнейшим законодательным шагом на пути к расширению участия таких организаций в общественной жизни стало принятие вступивших в силу с 1 января 2017 года изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» в части установления статуса некоммерческой организации – исполнителя общественно полезных услуг.
     Начиная с 2001 года целый ряд изменений было внесено в Федеральный закон от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Особо следует отметить принятый 23 декабря 2010 года Федеральный закон № 383-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
     Этот законодательный акт расширяет виды благотворительной деятельности, которые в основном направлены на поддержку детей и молодежи, закрепляет сложившуюся практику работы с добровольцами, освобождает от обложения страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды выплаты, производимые на оплату расходов добровольцев во время ведения ими добровольческой деятельности, что способствует активизации их работы.
      
Видное место в деятельности Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений занимают вопросы совершенствования законодательства в сфере свободы совести и деятельности религиозных объединений. В этой связи в Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» периодически вносились необходимые изменения. Свидетельством конструктивного взаимодействия государства и религиозных организаций явились изменения действующего законодательства, касающиеся лицензирования и аккредитации учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений). Федеральным законом от 28 февраля 2008 года № 14-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и статью 19 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» расширены правовые возможности для интеграции учреждений профессионального религиозного образования в систему образования Российской Федерации.
     Итогом многолетней совместной работы представителей федеральных и региональных государственных структур, органов местного самоуправления, религиозных организаций, музейного сообщества, экспертов стало принятие федеральных законов от 30 ноября 2010 года № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» и № 328-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».
     Благодаря этим федеральным законам в нашей стране был установлен единый порядок передачи имущества религиозного назначения по обращениям религиозных организаций в собственность либо в безвозмездное пользование религиозных организаций из федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо муниципальной собственности.
     Названные законодательные акты способствуют более полной реализации положений федеральных законов «О свободе совести и о религиозных объединениях» и «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», касающихся предоставления религиозным организациям права на бесплатное получение в собственность или безвозмездное пользование имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для использования в соответствии с целями деятельности религиозных организаций, определяемых их уставами. 
     
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 12 сентября 2017 года к ведению Комитета также отнесены вопросы гражданства и миграции, а также правового статуса Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. 
     В этой связи Комитет по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений является ответственным за рассмотрение в Государственной Думе законопроектов о внесении изменений в Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 года № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», Федеральный закон от 31.05.2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», Федеральный закон от 15.08.1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», Федеральный закон от 18.07.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», Федеральный закон от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
     Комитет Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений и сегодня продолжает системную работу по совершенствованию законодательного обеспечения деятельности различных институтов российского гражданского общества.

Написать об этом в Вконтакте Написать об этом в Facebook Написать об этом в Twitter Написать об этом в LiveJournal
Наверх